Учебная программа элективного курса:
ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЗНАНИЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Пояснительная записка.
Экономика и право должны стать уделом каждого члена общества, так как
каждый участвует в экономическом обороте, совершая разного рода покупки,
заключая те или иные договоры - письменные или устные. Лавина рекламной
информации, зачастую не всегда достоверной, появление на рынке поддельных
товаров, товаров с истекшим сроком реализации - все этот нарушает права
потребителей на качественный товар или услугу, на достоверную информацию
и пр. В связи с этим изучение предлагаемого элективного курса, направленного
на защиту прав потребителя, актуально и перспективно.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 9-11 классов.
2. Место курса в образовательном процессе.
Предлагаемый элективный курс является одним из курсов социально-экономического
профиля. Адресатом курса могут быть учащиеся как специализированных
школ и классов, так и общеобразовательных школ, независимо от наличия
экономических дисциплин в учебном плане. Необходимые для проведения
занятий знания, умения и навыки основаны на личном жизненном опыте учащихся.
Использование элективного курса в учебном процессе может способствовать
повышению рейтинга школы за счет реализации программы международного
проекта "Образование для устойчивого развития". Учащиеся получат
практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами
рынка, который смогут использовать в повседневной жизни.
3. Цели и задачи курса.
Цель курса.
Основной целью элективного курса является формирование у учащихся чувства
свободы и умения достойно держать себя в некоторых обстоятельствах повседневной
жизни, умения грамотного поведения в рыночной и правовой среде.
Задачи курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Знание закона РФ "О защите прав потребителя";
- Знание прав и обязанностей потребителя;
- Формирования умения отличать поддельные товары от фирменных;
- Умение грамотно пользоваться источниками информации для потребителей;
- Умение ориентироваться в способах сбережения денег;
- Знание основ этики потребительского поведения;
- Понимание отрицательного воздействия потребления на окружающую
среду;
- Знание органов правозащиты и уровень их компетенции;
- Умение составлять исковые документы при наличии рекламации.
Преподавать данный элективный курс могут учителя экономики, обществознания.
Решение поставленных задач требует от учителя определенных знаний и
умений, которые можно получить на методических семинарах по данному
элективному курсу.
4. Основные компоненты содержания курса.
№
п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Общее |
Теория |
Практика |
1 |
Потребительская культура и экология. |
2 |
1 |
1 |
2 |
Потребители и закон. |
3 |
1 |
2 |
3 |
Потребитель и рынок. |
3 |
1 |
2 |
4 |
Потребитель и деньги. |
2 |
0 |
2 |
5 |
Информация для потребителей. |
3 |
0 |
3 |
6 |
Искусство покупать. |
3 |
0 |
3 |
7 |
Потребительская культура и сфера услуг. |
5 |
0 |
5 |
8 |
Защита прав потребителя. |
2 |
1 |
1 |
9 |
Заключительный урок-спектакль. |
2 |
0 |
2 |
|
ВСЕГО ЧАСОВ ПО КУРСУ: |
25 |
4 |
21 |
Как указывалось выше, освоение программы элективного курса не требует
предварительной подготовки учащихся. Все требуемые для изучения курса
навыки и знания основаны на их жизненном опыте.
Содержание предлагаемого элективного курса будет способствовать развитию
и формированию умений и навыков, необходимых для любого человека, так
как гражданин ежедневно многократно выступает в роли потребителя и рискует
быть обманутым недобросовестным продавцом.
Содержание предлагаемого элективного курса реализуется в виде учебно-методического
комплекта, содержащего учебник и методические рекомендации для учителя,
практикум и хрестоматию. В конце изучения курса предлагается постановка
спектакля по сказке Г.Х.Андерсена "Голый король".
Для учителей предлагается методическая помощь в виде обучающего семинара
и периодических консультаций.
5. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
В качестве контроля освоения материала элективного курса предлагается
набор контрольно-измерительных материалов, приведенный в практикуме,
входящем в учебно-методический комплект, и задания в учебнике.
6. Литература.
- В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко. Основы потребительской культуры.
Учебник. Вита-Пресс, 2004.
- В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко. Основы потребительской культуры.
Методическое пособие. Вита-Пресс, 20043. И.Липсиц. Экономика, Кн 1,2
Вита-Пресс, 1998.
- В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко. Основы потребительской культуры.
Практикум. Вита-Пресс, 2004.
- В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко. Основы потребительской культуры.
Хрестоматия Вита-Пресс, 2004.
- И.Виноградова и др. Основы потребительских знаний. Вита-Пресс,
2000.
- Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина. Уроки экономики в школе. М. Вита-Пресс,
1999.
- Е.В.Савицкая. Уроки экономики в школе. М, Вита-Пресс, 1997.
- Закон РФ"О защите прав потребителей".
- П.Хейне. Экономический образ мышления. "Дело", 1992.
- Дж.Фоли. Энциклопедия знаков и символов. "Вече", АСТ,
1997.
- Домашняя юридическая энциклопедия потребителя. "Олимп",
1997Д.Статт. Психология потребителя. ПИТЕР, 2003.
|