Учебная программа элективного курса:
ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ:
ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭКОЛОГИИ
1. Пояснительная записка.
Элективный курс "Экономика производства и потребления: взгляд
сквозь призму экологии" разработан в рамках конкурса инновационных
школьных экологических проектов 2004 г., проводимого Комитетом по природопользованию
и охране окружающей среды совместно с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга",
на котором занял первое место. Предлагаемый элективный курс предназначен
для учащихся 10-11 классов и посвящен вопросам взаимодействия экологии
и экономики в обществе.
Основное внимание уделяется рассмотрению вопросов производственной
и некоторым видам потребительской деятельности человека, неизбежно связанных
с ухудшением экологической обстановки. Загрязнение воздуха, угроза глобальных
климатических изменений стали одной из самых важных проблем в разрезе
здоровья человечества и будущего всей планеты. В течение своей жизни
человек постоянно играет две важные экономические роли - производителя
и потребителя товаров и услуг. Причем в течение каждого дня эти роли
постоянно сменяют друг друга. Играя эти роли, человек пользуется благами,
дарованными ему природой, для производства товаров и услуг, влияет на
состояние окружающей среды, изменяет экологическое равновесие природы.
Практическая работа на уроках, включающая разнообразные виды деятельности
учащихся и наполненная тщательно подобранным материалом позволит им
понять механизм взаимодействия экономических и экологических явлений
в обществе и возможности управления этим механизмом для улучшения качества
жизни. Это, в свою очередь, поможет учащимся ориентироваться в социуме
- уметь анализировать информацию, критически относиться к сообщениям
СМИ, понимать значение здорового образа жизни, понимать необходимость
устойчивого развития для улучшения качества жизни.
2. Место курса в образовательном процессе.
Предлагаемый элективный курс является одним из курсов социально-экономического
профиля. Он может использоваться в специализированной экономической
школе или в школе, имеющей специализированные экономические классы.
Для реализации данного курса необходимо предварительное освоение программы
"Основы экономической теории" в объеме 8-9 класса ("Микроэкономика"),
во всяком случае, учащиеся должны быть знакомы с вопросами несостоятельности
рыночной системы и ролью государства в экономике. Предлагаемый курс
может использоваться для более углубленного изучения темы "Роль
государства в экономике" в программе "Основы экономической
теории".
Использование элективного курса в учебном процессе может способствовать
повышению рейтинга школы за счет реализации программы международного
проекта "Образование для устойчивого развития". Учащиеся получат
практический опыт экономического поведения и взаимодействия, который
смогут использовать как в повседневной жизни, так и в будущей деловой
карьере.
3. Цели и задачи курса.
Цель курса.
Основной целью элективного курса является повышение уровня экологического
образования учащихся, воспитания у них понимания взаимозависимости человека
и природы.
Достижение поставленной цели позволит воспитать будущее поколение,
способное впоследствии внести свой вклад в построение устойчивого экологичного
общества.
Задачи курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Развитие аналитического, творческого, критического мышления учащихся,
умения принимать решение, делать выбор и нести за него ответственность;
- Выработка у учащихся навыков сотрудничества в решении разнообразных
проблем, активной жизненной позиции;
- Воспитание у учащихся толерантности, уважительного отношения к разнообразию
в природе и обществе;
- Воспитание нового мировоззрения учащихся, позволяющего им отличать
ЛУЧШЕЕ от БОЛЬШЕГО.
Решение поставленных задач требует от учителя определенных знаний и
умений, которые можно получить на методических семинарах по данному
элективному курсу.
4. Основные компоненты содержания курса.
№
п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Общее |
Теория |
Практика |
1 |
Введение. |
1 |
1 |
0 |
|
Экономика и экология производства. |
|
|
|
2 |
Внешние эффекты. Отрицательные внешние
эффекты.. Методы минимизации внешних отрицательных эффектов. Интернализация
внешних отрицательных эффектов. |
2 |
1 |
1 |
3 |
Загрязнение и конфликт прав собственности.
Способы уменьшения загрязнения: переговоры, судебные решения, прецеденты,
законотворчество, физические ограничения, налогообложение выбросов. |
4 |
3 |
1 |
4 |
Внешние положительные эффекты. Интернализация
внешних положительных эффектов. |
1 |
1 |
0 |
5 |
Деловая игра. |
2 |
0 |
2 |
|
Экономика и экология потребления. |
|
|
|
6 |
Потребитель и окружающая среда. "Зеленое
потребление". |
4 |
2 |
2 |
7 |
Как читать этикетку товаров. Экологические
символы. Состав продуктов. Стандарты качества и безопасности. Индекс
"Е". Штрих-код. Правила пользования товарами. |
2 |
1 |
1 |
8 |
Потребительское тестирование. Сертификация
обязательная и добровольная. Сравнительные потребительские испытания.
Товары-подделки. |
3 |
1 |
2 |
9 |
Показатели устойчивого развития. Национальная
стратегия. |
1 |
1 |
0 |
10 |
Итоговая игра. Ожидает ли нас устойчивое
развитие. |
2 |
0 |
2 |
|
ВСЕГО ЧАСОВ ПО КУРСУ: |
22 |
11 |
11 |
Как указывалось выше освоение программы элективного курса требует предварительного
освоения основ экономической теории в объеме микроэкономики.
Содержание предлагаемого элективного курса будет способствовать развитию
и формированию умений и навыков, необходимых при освоении любой профессии,
которую выберут ученики, так как любая деятельность человека связана
с устойчивым развитием общества в целом, т.е. с локальными и глобальными
экологическими проблемами.
Содержание предлагаемого элективного курса реализуется в виде учебно-методического
пособия, содержащего описание 22 уроков, задания для учащихся, контрольно-измерительные
материалы и игровые задания.
Для учителей предлагается методическая помощь в виде обучающего семинара
и периодических консультаций.
5. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
В качестве контроля освоения материала элективного курса предлагается
набор контрольно-измерительных материалов. Итоговый контроль можно провести
по результатам итоговой деловой игры.
6. Литература.
- В.С.Автонов и др. "Мир и Россия" Материалы для размышления
и дискуссий". СПБ, "Экономическая школа, 1999.
- И.Виноградова и др. Основы потребительских знаний. М., Вита-Пресс,
2000.
- В.Глухов, Т.Некрасова. Экономические основы экологии.СПб, ПИТЕР,
2003.
- Э.Дж.Долан.Микроэкономика.СПб,АО "Санкт-Петербург-оркестр",1994.
- М.Загорулько и др.Основы экономической теории и практики. Изд-во
Волгоградского ун-та, 1994.
- Е.Кашанина, А.Кашанин. Право и экономика, кн.1, Вита-Пресс, 2000.
- О.Лебедев и др. Практикум по основам экономики, СПб, изд.дом МиМ,
1998.
- И.Липсиц. Экономика, Кн 1,2 Вита-Пресс, 1998.
- Н.Гр.Мэнкью. Принципы экономикс. СПб, ПИТЕР, 2000.
- А.Салов. Экономика. М,.ЮРАЙТ, 2003.
- Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина. Уроки экономики в школе. М. Вита-Пресс,
1999.
- Е.В.Савицкая. Уроки экономики в школе. М, Вита-Пресс, 1997.
- "Экономическая школа", журнал-учебник, вып.5, 1999.
- Д.Хайман. Современная микроэкономика. Кн2, "Финансы и статистика",
1992.
- П.Хейне. Экономический образ мышления. М, "Политех-4",
1997.
|