Наша школа        Сведения        Навигация        Обратная связь   
Поиск    Главная    Форум    

Содержание :: Архив :: Образование для устойчивого развития. Проект "Экология производства и потребления: взгляд сквозь призму экономики".


Учебная программа элективного курса:
ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ:
ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭКОЛОГИИ

1. Пояснительная записка.

Элективный курс "Экономика производства и потребления: взгляд сквозь призму экологии" разработан в рамках конкурса инновационных школьных экологических проектов 2004 г., проводимого Комитетом по природопользованию и охране окружающей среды совместно с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", на котором занял первое место. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и посвящен вопросам взаимодействия экологии и экономики в обществе.

Основное внимание уделяется рассмотрению вопросов производственной и некоторым видам потребительской деятельности человека, неизбежно связанных с ухудшением экологической обстановки. Загрязнение воздуха, угроза глобальных климатических изменений стали одной из самых важных проблем в разрезе здоровья человечества и будущего всей планеты. В течение своей жизни человек постоянно играет две важные экономические роли - производителя и потребителя товаров и услуг. Причем в течение каждого дня эти роли постоянно сменяют друг друга. Играя эти роли, человек пользуется благами, дарованными ему природой, для производства товаров и услуг, влияет на состояние окружающей среды, изменяет экологическое равновесие природы.

Практическая работа на уроках, включающая разнообразные виды деятельности учащихся и наполненная тщательно подобранным материалом позволит им понять механизм взаимодействия экономических и экологических явлений в обществе и возможности управления этим механизмом для улучшения качества жизни. Это, в свою очередь, поможет учащимся ориентироваться в социуме - уметь анализировать информацию, критически относиться к сообщениям СМИ, понимать значение здорового образа жизни, понимать необходимость устойчивого развития для улучшения качества жизни.

2. Место курса в образовательном процессе.

Предлагаемый элективный курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Он может использоваться в специализированной экономической школе или в школе, имеющей специализированные экономические классы. Для реализации данного курса необходимо предварительное освоение программы "Основы экономической теории" в объеме 8-9 класса ("Микроэкономика"), во всяком случае, учащиеся должны быть знакомы с вопросами несостоятельности рыночной системы и ролью государства в экономике. Предлагаемый курс может использоваться для более углубленного изучения темы "Роль государства в экономике" в программе "Основы экономической теории".

Использование элективного курса в учебном процессе может способствовать повышению рейтинга школы за счет реализации программы международного проекта "Образование для устойчивого развития". Учащиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия, который смогут использовать как в повседневной жизни, так и в будущей деловой карьере.

3. Цели и задачи курса.

Цель курса.

Основной целью элективного курса является повышение уровня экологического образования учащихся, воспитания у них понимания взаимозависимости человека и природы.

Достижение поставленной цели позволит воспитать будущее поколение, способное впоследствии внести свой вклад в построение устойчивого экологичного общества.

Задачи курса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Развитие аналитического, творческого, критического мышления учащихся, умения принимать решение, делать выбор и нести за него ответственность;
  • Выработка у учащихся навыков сотрудничества в решении разнообразных проблем, активной жизненной позиции;
  • Воспитание у учащихся толерантности, уважительного отношения к разнообразию в природе и обществе;
  • Воспитание нового мировоззрения учащихся, позволяющего им отличать ЛУЧШЕЕ от БОЛЬШЕГО.

Решение поставленных задач требует от учителя определенных знаний и умений, которые можно получить на методических семинарах по данному элективному курсу.

4. Основные компоненты содержания курса.


п/п
Наименование темы Количество часов
Общее Теория Практика
1 Введение. 1 1 0
  Экономика и экология производства.      
2 Внешние эффекты. Отрицательные внешние эффекты.. Методы минимизации внешних отрицательных эффектов. Интернализация внешних отрицательных эффектов. 2 1 1
3 Загрязнение и конфликт прав собственности. Способы уменьшения загрязнения: переговоры, судебные решения, прецеденты, законотворчество, физические ограничения, налогообложение выбросов. 4 3 1
4 Внешние положительные эффекты. Интернализация внешних положительных эффектов. 1 1 0
5 Деловая игра. 2 0 2
  Экономика и экология потребления.      
6 Потребитель и окружающая среда. "Зеленое потребление". 4 2 2
7 Как читать этикетку товаров. Экологические символы. Состав продуктов. Стандарты качества и безопасности. Индекс "Е". Штрих-код. Правила пользования товарами. 2 1 1
8 Потребительское тестирование. Сертификация обязательная и добровольная. Сравнительные потребительские испытания. Товары-подделки. 3 1 2
9 Показатели устойчивого развития. Национальная стратегия. 1 1 0
10 Итоговая игра. Ожидает ли нас устойчивое развитие. 2 0 2
  ВСЕГО ЧАСОВ ПО КУРСУ: 22 11 11

Как указывалось выше освоение программы элективного курса требует предварительного освоения основ экономической теории в объеме микроэкономики.

Содержание предлагаемого элективного курса будет способствовать развитию и формированию умений и навыков, необходимых при освоении любой профессии, которую выберут ученики, так как любая деятельность человека связана с устойчивым развитием общества в целом, т.е. с локальными и глобальными экологическими проблемами.

Содержание предлагаемого элективного курса реализуется в виде учебно-методического пособия, содержащего описание 22 уроков, задания для учащихся, контрольно-измерительные материалы и игровые задания.

Для учителей предлагается методическая помощь в виде обучающего семинара и периодических консультаций.

5. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

В качестве контроля освоения материала элективного курса предлагается набор контрольно-измерительных материалов. Итоговый контроль можно провести по результатам итоговой деловой игры.

6. Литература.

    1. В.С.Автонов и др. "Мир и Россия" Материалы для размышления и дискуссий". СПБ, "Экономическая школа, 1999.
    2. И.Виноградова и др. Основы потребительских знаний. М., Вита-Пресс, 2000.
    3. В.Глухов, Т.Некрасова. Экономические основы экологии.СПб, ПИТЕР, 2003.
    4. Э.Дж.Долан.Микроэкономика.СПб,АО "Санкт-Петербург-оркестр",1994.
    5. М.Загорулько и др.Основы экономической теории и практики. Изд-во Волгоградского ун-та, 1994.
    6. Е.Кашанина, А.Кашанин. Право и экономика, кн.1, Вита-Пресс, 2000.
    7. О.Лебедев и др. Практикум по основам экономики, СПб, изд.дом МиМ, 1998.
    8. И.Липсиц. Экономика, Кн 1,2 Вита-Пресс, 1998.
    9. Н.Гр.Мэнкью. Принципы экономикс. СПб, ПИТЕР, 2000.
    10. А.Салов. Экономика. М,.ЮРАЙТ, 2003.
    11. Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина. Уроки экономики в школе. М. Вита-Пресс, 1999.
    12. Е.В.Савицкая. Уроки экономики в школе. М, Вита-Пресс, 1997.
    13. "Экономическая школа", журнал-учебник, вып.5, 1999.
    14. Д.Хайман. Современная микроэкономика. Кн2, "Финансы и статистика", 1992.
    15. П.Хейне. Экономический образ мышления. М, "Политех-4", 1997.

ВАЖНО

СВЕДЕНИЯ ОБ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ


ПРИЕМ
В 1 КЛАССЫ
2024/2025
УЧЕБНОГО ГОДА

План - 3 класса, 90 человек
Зачислено - 90 человек

УГОЛОК
БЕЗОПАСНОСТИ


ОРГАНИЗАЦИЯ
ПИТАНИЯ


ТЕЛЕФОНЫ
ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ


ПРОФИЛАКТИКА
НЕГАТИВНЫХ
ЯВЛЕНИЙ СРЕДИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


ВЕРСИЯ ДЛЯ
СЛАБОВИДЯЩИХ

<hr><font color=#147814> ВАЖНО </font><hr>

ЗВОНКИ
1.09:00-09:45
2.10:00-10:40
3.11:00-11:45
4.12:05-12:50
5.13:15-14:00
6.14:15-15:00
7.15:15-16:00

Статус: Ждите...
<hr><font color=#147814>ЗВОНКИ</font><hr>
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Авторизация
Логин: 

Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
<hr><font color=#147814>Авторизация</font>

ССЫЛКИ
















Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Служба по контракту

Знание


ГИД
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВАСИЛЬЕВСКОГО
ОСТРОВА


<hr><font color=#147814>ССЫЛКИ</font><hr>

Copyright © 2005 Saneek, School #31, Snt.Petersburg, Russia