Наша школа        Контакты        Навигация        Форум   
Поиск    Главная    Форум    

Содержание :: Архив :: Образование для устойчивого развития. Проект "Экология производства и потребления: взгляд сквозь призму экономики".


Учебная программа элективного курса:
ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ:
ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭКОЛОГИИ

1. Пояснительная записка.

Элективный курс "Экономика производства и потребления: взгляд сквозь призму экологии" разработан в рамках конкурса инновационных школьных экологических проектов 2004 г., проводимого Комитетом по природопользованию и охране окружающей среды совместно с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", на котором занял первое место. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и посвящен вопросам взаимодействия экологии и экономики в обществе.

Основное внимание уделяется рассмотрению вопросов производственной и некоторым видам потребительской деятельности человека, неизбежно связанных с ухудшением экологической обстановки. Загрязнение воздуха, угроза глобальных климатических изменений стали одной из самых важных проблем в разрезе здоровья человечества и будущего всей планеты. В течение своей жизни человек постоянно играет две важные экономические роли - производителя и потребителя товаров и услуг. Причем в течение каждого дня эти роли постоянно сменяют друг друга. Играя эти роли, человек пользуется благами, дарованными ему природой, для производства товаров и услуг, влияет на состояние окружающей среды, изменяет экологическое равновесие природы.

Практическая работа на уроках, включающая разнообразные виды деятельности учащихся и наполненная тщательно подобранным материалом позволит им понять механизм взаимодействия экономических и экологических явлений в обществе и возможности управления этим механизмом для улучшения качества жизни. Это, в свою очередь, поможет учащимся ориентироваться в социуме - уметь анализировать информацию, критически относиться к сообщениям СМИ, понимать значение здорового образа жизни, понимать необходимость устойчивого развития для улучшения качества жизни.

2. Место курса в образовательном процессе.

Предлагаемый элективный курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Он может использоваться в специализированной экономической школе или в школе, имеющей специализированные экономические классы. Для реализации данного курса необходимо предварительное освоение программы "Основы экономической теории" в объеме 8-9 класса ("Микроэкономика"), во всяком случае, учащиеся должны быть знакомы с вопросами несостоятельности рыночной системы и ролью государства в экономике. Предлагаемый курс может использоваться для более углубленного изучения темы "Роль государства в экономике" в программе "Основы экономической теории".

Использование элективного курса в учебном процессе может способствовать повышению рейтинга школы за счет реализации программы международного проекта "Образование для устойчивого развития". Учащиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия, который смогут использовать как в повседневной жизни, так и в будущей деловой карьере.

3. Цели и задачи курса.

Цель курса.

Основной целью элективного курса является повышение уровня экологического образования учащихся, воспитания у них понимания взаимозависимости человека и природы.

Достижение поставленной цели позволит воспитать будущее поколение, способное впоследствии внести свой вклад в построение устойчивого экологичного общества.

Задачи курса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Развитие аналитического, творческого, критического мышления учащихся, умения принимать решение, делать выбор и нести за него ответственность;
  • Выработка у учащихся навыков сотрудничества в решении разнообразных проблем, активной жизненной позиции;
  • Воспитание у учащихся толерантности, уважительного отношения к разнообразию в природе и обществе;
  • Воспитание нового мировоззрения учащихся, позволяющего им отличать ЛУЧШЕЕ от БОЛЬШЕГО.

Решение поставленных задач требует от учителя определенных знаний и умений, которые можно получить на методических семинарах по данному элективному курсу.

4. Основные компоненты содержания курса.


п/п
Наименование темы Количество часов
Общее Теория Практика
1 Введение. 1 1 0
  Экономика и экология производства.      
2 Внешние эффекты. Отрицательные внешние эффекты.. Методы минимизации внешних отрицательных эффектов. Интернализация внешних отрицательных эффектов. 2 1 1
3 Загрязнение и конфликт прав собственности. Способы уменьшения загрязнения: переговоры, судебные решения, прецеденты, законотворчество, физические ограничения, налогообложение выбросов. 4 3 1
4 Внешние положительные эффекты. Интернализация внешних положительных эффектов. 1 1 0
5 Деловая игра. 2 0 2
  Экономика и экология потребления.      
6 Потребитель и окружающая среда. "Зеленое потребление". 4 2 2
7 Как читать этикетку товаров. Экологические символы. Состав продуктов. Стандарты качества и безопасности. Индекс "Е". Штрих-код. Правила пользования товарами. 2 1 1
8 Потребительское тестирование. Сертификация обязательная и добровольная. Сравнительные потребительские испытания. Товары-подделки. 3 1 2
9 Показатели устойчивого развития. Национальная стратегия. 1 1 0
10 Итоговая игра. Ожидает ли нас устойчивое развитие. 2 0 2
  ВСЕГО ЧАСОВ ПО КУРСУ: 22 11 11

Как указывалось выше освоение программы элективного курса требует предварительного освоения основ экономической теории в объеме микроэкономики.

Содержание предлагаемого элективного курса будет способствовать развитию и формированию умений и навыков, необходимых при освоении любой профессии, которую выберут ученики, так как любая деятельность человека связана с устойчивым развитием общества в целом, т.е. с локальными и глобальными экологическими проблемами.

Содержание предлагаемого элективного курса реализуется в виде учебно-методического пособия, содержащего описание 22 уроков, задания для учащихся, контрольно-измерительные материалы и игровые задания.

Для учителей предлагается методическая помощь в виде обучающего семинара и периодических консультаций.

5. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

В качестве контроля освоения материала элективного курса предлагается набор контрольно-измерительных материалов. Итоговый контроль можно провести по результатам итоговой деловой игры.

6. Литература.

    1. В.С.Автонов и др. "Мир и Россия" Материалы для размышления и дискуссий". СПБ, "Экономическая школа, 1999.
    2. И.Виноградова и др. Основы потребительских знаний. М., Вита-Пресс, 2000.
    3. В.Глухов, Т.Некрасова. Экономические основы экологии.СПб, ПИТЕР, 2003.
    4. Э.Дж.Долан.Микроэкономика.СПб,АО "Санкт-Петербург-оркестр",1994.
    5. М.Загорулько и др.Основы экономической теории и практики. Изд-во Волгоградского ун-та, 1994.
    6. Е.Кашанина, А.Кашанин. Право и экономика, кн.1, Вита-Пресс, 2000.
    7. О.Лебедев и др. Практикум по основам экономики, СПб, изд.дом МиМ, 1998.
    8. И.Липсиц. Экономика, Кн 1,2 Вита-Пресс, 1998.
    9. Н.Гр.Мэнкью. Принципы экономикс. СПб, ПИТЕР, 2000.
    10. А.Салов. Экономика. М,.ЮРАЙТ, 2003.
    11. Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина. Уроки экономики в школе. М. Вита-Пресс, 1999.
    12. Е.В.Савицкая. Уроки экономики в школе. М, Вита-Пресс, 1997.
    13. "Экономическая школа", журнал-учебник, вып.5, 1999.
    14. Д.Хайман. Современная микроэкономика. Кн2, "Финансы и статистика", 1992.
    15. П.Хейне. Экономический образ мышления. М, "Политех-4", 1997.
Персональный кабинет
Логин: 

Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Персональный кабинет
Расписание звонков
1.09:00-09:45
2.10:00-10:40
3.11:00-11:45
4.12:05-12:50
5.13:15-14:00
6.14:15-15:00
7.15:15-16:00

Статус: Ждите...
Расписание звонков
Это важно

СВЕДЕНИЯ ОБ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ


ПРИЕМ
В 1 КЛАССЫ
2018/2019
УЧЕБНОГО ГОДА

План - 3 класса, 102 человека
Количество зачисленных - 102
Вакантных мест нет

МОНИТОРИНГ
КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ

ВЕРСИЯ ДЛЯ
СЛАБОВИДЯЩИХ


ЭЛЕКТРОННАЯ
ШКОЛА


УГОЛОК
БЕЗОПАСНОСТИ


ПОЖАРНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ


ПРОФИЛАКТИКА
НЕГАТИВНЫХ
ЯВЛЕНИЙ СРЕДИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


ГРАФИК
РАБОТЫ СТАДИОНА


СВОБОДНЫХ
ВАКАНСИЙ НЕТ

Это важно
Статистика
За сегодня: 77
За неделю: 846
Всего: 271172

Пользователей на форуме: 3
Зарегистрированных: 0
Cкрытых: 0
Гостей: 3

Авторизированные пользователи:
Всего зарегистрировано: 753
Статистика
Ссылки









Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями


ГИД
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВАСИЛЬЕВСКОГО
ОСТРОВА


Ссылки

Copyright © 2005 Saneek, School #31, Snt.Petersburg, Russia