Учебная программа элективного курса:
МИР И РОССИЯ
1. Пояснительная записка.
Что такое общественное развитие? Как его измерить? Какие условия необходимы
для устойчивого развития всех стран мира? Нужна ли иностранная помощь
развивающимся странам? Каково влияние экономического роста на экологию?
Каково положение России среди стран мира?
В процессе изучения предлагаемого элективного курса учащиеся путем размышлений
и дискуссий попытаются найти ответы на эти и другие глобальные вопросы.
Предлагаемый элективный курс разработан на материалах, представленных
Всемирным банком и ведущими научными и образовательными учреждениями
России.
Элективный курс, предназначенный для учащихся 10-11 классов, призван
показать и объяснить взаимосвязь различных аспектов общественного развития.
2. Место курса в образовательном процессе.
Предлагаемый элективный курс является одним из курсов социально-экономического
профиля. Адресатом курса могут быть учащиеся специализированных экономических
школ и классов, так и общеобразовательных школ, независимо от наличия
экономических дисциплин в учебном плане. В 10-х классах предлагаемый
курс поможет при изучении программы "Экономическая география".
В 11-х классах материал является бесценным подспорьем при изучении ряда
тем программы "Основы экономической теории".
Использование элективного курса в учебном процессе может способствовать
повышению рейтинга школы за счет реализации программы международного
проекта "Образование для устойчивого развития". Учащиеся получат
практический опыт работы с большим объемом статистического материала,
который может пригодиться им в будущей профессиональной деятельности.
Сделанные на основе статистики выводы позволят определить направления
экономического развития России, направленного на устойчивое развитие.
3. Цели и задачи курса.
Цель курса.
Основной целью элективного курса является формирование у учащихся понимания
взаимосвязи между всеми общественными процессами, происходящими в России
и в других странах мира, понимания того, что изменения, происходящие
в России, являются частью многогранного процесса общественного развития
в глобальном масштабе.
Задачи курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- понимание взаимосвязей различных аспектов общественного развития:
экономического роста, урбанизации, глобализации, роста населения и
пр.;
- умение определять рейтинги качественных параметров "лучшей
жизни";
- понимание условий устойчивого развития отдельных стран и человечества
в целом;
- формирование умения работать с графиками и статистическими таблицами;
- умение вести аргументированные дискуссии.
Преподавать данный элективный курс могут учителя экономики, обществознания,
экономической географии. Решение поставленных задач требует от учителя
определенных знаний и умений, которые можно получить на методических
семинарах по данному элективному курсу.
4. Основные компоненты содержания курса.
№
п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Общее |
Теория |
Практика |
1 |
Общественное развитие. |
1 |
0.5 |
0.5 |
2 |
Сравнение уровней развития стран. |
1 |
0 |
1 |
3 |
Рост населения стран мира. |
1 |
0 |
1 |
4 |
Темпы экономического роста. |
1 |
0 |
1 |
5 |
Неравномерность распределения доходов. |
1 |
0 |
1 |
6 |
Бедность. |
1 |
1 |
0 |
7 |
Образование. |
1 |
0.5 |
0.5 |
8 |
Здоровье и долголетие. |
1 |
0.5 |
0.5 |
9 |
Рост сферы услуг. |
1 |
0.5 |
0.5 |
10 |
Урбанизация и загрязнение воздуха в городах. |
1 |
0.5 |
0.5 |
11 |
Государственные и частные предприятия. |
1 |
0.5 |
0.5 |
12 |
Демилитаризация экономики. |
1 |
1 |
0 |
13 |
Международная торговля. |
1 |
0.5 |
0.5 |
14 |
Иностранная экономическая помощь и иностранные
инвестиции. |
1 |
0.5 |
0.5 |
15 |
Угроза глобальных климатических изменений. |
1 |
0.5 |
0.5 |
16 |
Обобщающие показатели общественного развития. |
1 |
0 |
1 |
17 |
Показатели устойчивого развития. |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
ВСЕГО ЧАСОВ ПО КУРСУ: |
17 |
7 |
10 |
Как указывалось выше, освоение программы элективного курса не требует
предварительной подготовки учащихся. Все требуемые для изучения курса
навыки и знания основаны на их жизненном опыте.
Содержание предлагаемого элективного курса будет способствовать развитию
представлений и познаний о глобальных проблемах современности, понять
направления развития общества, необходимое для достижения устойчивого
развития.
Содержание предлагаемого элективного курса реализуется в виде учебного
пособия, содержащего материалы для размышлений и дискуссий с большим
набором статистических таблиц и графической интерпретацией рассматриваемых
вопросов.
Для учителей предлагается методическая помощь в виде обучающего семинара
и периодических консультаций.
5. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Так как основной задачей элективных курсов является развитие творческого
потенциала учащихся, то и формой оценки их достижений предлагается умение
вести дискуссии, аргументировать свои предложения и пр. Рекомендуется
привлекать к работе Школьное научное общество.
6. Литература.
- Мир и Россия. Под ред. В.С.Автономова, Т.П.Субботиной. "Экономическая
школа", 1999.
- Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина. Уроки экономики в школе. М. Вита-Пресс,
1999.
- И.В.Липсиц. Экономика Кн. 1,2, М. Вита-Пресс, 1998.
- П.Хейне. Экономический образ мышления. "Дело", 1992.
|